Цветовая символика в «Котловане»

Литературоведами была обнаружена взаимосвязь между цветовой символикой и концепцией платоновских произведений. Например, в повести «Котлован» встречается не так уж много цветов, но каждый из них очень значим. Платонов обычно скуп на цветопередачу. Его книги —  это живопись одним цветовым штрихом на бесцветном фоне. Каждый штрих психологически направлен и работает на раскрытие целостной системы писательского мировоззрения. Цвет может использоваться для дополнительной характеристики персонажей. Даже единичное упоминание какого-либо цвета у писателя значимо.
Например, в «Котловане» желтый — цвет горя и несчастья. Например, один из героев повести «Котлован» — мужик с «глазами желтого цвета», всем чужой и настороженный.
Жачев выбирает этого тихого мужика, чтобы выразить на нем свою классовую ненависть. Когда мужика убили, он остался с открытыми глазами, как будто «недоумевая, в чем он виноват».
Более сложный цыет — белый. Можно выделить несколько смысловых разновидностей его использования. Белый является символом света, счастливого будущего: в этом смысле белый цвет появляется в описании картины будущего города. Если белый цвет появляется в портрете, то несет иную нагрузку: это цвет усталости и боли.
Красный цвет используется очень скупо. Чаще всего это социальный эпитет или (при использовании в портрете) символ сытости и некоторой плотоядности.
Черный цвет сопровождается у Платонова тишиной. Черный — цвет почвы, земли, которая замерла и застыла. Черный — цвет заброшенности и покинутости.
Синий — цвет романтики, в который окрашены мечты о будущем. Синий — цвет спокойствия, разлитого в природе. Очень часто употребляется при описании природы (например, «синяя ночь»).

Оставить комментарий